Львов-Кочетов, Е. Л. По Студеному морю. Поездка на Север : Ярославль, Вологда, Архангельск, Мурман, Норд-Кап, Трондгейм, Стокгольм, Петербург / «Русский Странник» - Евгений Львов ; с 30 рис. с натуры, исполн. худож. К. А. Коровиным и В. А. Серовым. – Москва : Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1895. – 247 c., ил.

весну всего около 25—35 тыс., тогда какъ, по словамъ нашего консула Д. Н. Островскаго, въ 1889 (неудачномъ) году норвеж­ цами въ нашихъ водахъ, благодаря ихъ отличнымъ ружьямъ и орудіямъ лова, было убито 71,304 тюленей, 36 бѣлыхъ мед- вѣдей, 267 моржей и 413 неболыпихъ спермацетовыхъ китовъ, при чемъ тюлени доставили 12,648 бочекъ сала, а киты 407 бочекъ, что дало при продажѣ добычи на милліонъ марокъ приблизительно. Очень большую статью дохода могли бы давать на Мур- манѣ киты, издавна служившіе иромысломъ Колѣ, вслѣдствіе чего Екатерина I I даровала этому городу гербъ съ изобра- женіемъ кита и назначила для пребыванія китобойныхъ су­ довъ Екатерининскую бухту. Въ 1883 г. правительство раз- рѣшило акціонерному обществу открыть первый китобойный заводъ въ Еретикахъ, а чрезъ годъ дано разрѣшеніе и графу Шереметеву открыть такой же второй заводъ въ губѣ Арѣ. Эти заводы убили до 1890 года (т. е. въ два года) 300 ки­ товъ, имѣя при этомъ въ распоряженіи четыре китоловныхъ парохода; теперь же они пріостановили дѣятельность, и о китобойныхъ пароходахъ у насъ ничего (мнѣ, по крайней мѣрѣ) неизвѣстно. Между тѣмъ, у норвежцевъ китовый про- мыселъ сейчасъ развить до того, что это отразилось на числѣ китовъ въ Ледовитомъ океанѣ вообще, а въ нашихъ водахъ (гдѣ они еще недавно хозяйничали какъ дома) въ особен­ ности. Благодаря этому, норвежцы, за 11 лѣтъ, имѣя при своихъ заводахъ 263 парохода, убили до 6,468 китовъ, что и составляетъ по 25 китовъ на китобойный пароходъ. Въ нашихъ водахъ бываютъ шесть видовъ кита, назы- ваемыхъ или по цвѣту ихъ кожи: синій, полосатикъ, или же по роду потребляемой имъ рыбы: сельдяной, сайденой и т. д. Вѣсъ и величина этихъ океанскихъ чудовищъ во - истину изумительны. Синіе киты, жиръ коихъ цѣнится вдвое дороже, достигаютъ пятнадцати и болѣе саженъ длины, т. е. ростомъ горизонтально съ большой пароходъ, а вертикально съ высо­ кую колокольню. При правильной разработкѣ ихъ на заво­ дахъ ничего не пропадаетъ: вытапливается жиръ, размалы­ ваются кости, добываются китовый усъ и челюсти, а изъ мяса — 114 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz