Шумкин, В. Я. Новый уникальный петроглифический комплекс Лапландии / В. Я. Шумкин // Археологические открытия, 1991-2004 гг. Европейская Россия =Archaeological discoveries, 1991-2004. European Russia / Рос. акад. наук, Ин-т археологии ; под ред. Н. А. Макарова. - Москва : Институт археологии РАН, 2009. - С. 95-104.

Часть I. Эпоха камня и бронзы водили местного жителя к камню и спрашивали: «Есть ли здесь какой- нибудь рисунок?». И слышали неиз­ менное — нет. Только после того, как проводили пальцем, давая абрис изображения, происходил процесс узнавания. И иногда слышались вос­ торженные возгласы: «Действительно олень, а вот еще, еще, вот человек!», и сразу определялись безошибочно все фигуры не только здесь, но и на других камнях. Обычным являлось и удивление, что они столько раз ходи­ ли по изображениям, которые нельзя (теперь) не заметить и ... не заме­ чали. Да что там местные жители. Даже такой известный исследователь саамов, прекрасный этнограф, как В. В. Чарнолусский, дважды в 30-е годы побывавший в Ивановке, неод­ нократно проходивший мимо камней с рисунками, не смог их распознать, хотя по его дневникам ясно, что он был хорошо знаком с новейшими Скандинавскими и Карельскими пет­ роглифическими открытиями. Нет, не думайте, здесь нет ника­ кой мистики. Просто тренирован­ ный, направленный глаз археолога смог заметить то, чего не видели ме­ стные жители. Для них это не было делом первостепенной важности, зато они, лишь мельком взглянув на камень, определяли то, что мы про­ пускали. Например, наклон, чтобы безопасно на него вступить, расстоя­ ние до следующего камня, с какой стороны он зарос мхом, когда залива­ ется водой и многое-многое другое. Очевидно, это многообразие нужных данных, забивало, относило на вто­ рой план, а затем и вычеркивало малозначащее. И все-таки эти рас­ суждения не могут снять того факта, что между современным населением прослеживается явный разрыв тради­ ции мировоззренческого порядка. Очень вероятно, что забвение произошло не так давно. На одном из камней в центре деревни были выгра­ вированы железным орудием неболь­ шие изображения человека, оленя и собаки. С одной стороны они по сти­ листике напоминают саамские ри­ сунки, а с другой, позой, профиль- ностью зверей и изображением чело­ века в фас, явно навеяны распо­ ложенным в сотне метров древним наскальным творчеством. Возраст рисунков вряд ли больше несколь­ ких сотен лет. Но важно другое — что еще недавно здесь появлялись люди, для которых мир Понойских петрог­ лифов был понятен, близок по духу и в конце концов просто узнаваем. И это могли быть только саамы. Как показывает археологическая практика, все петроглифы и писа­ ницы Лапландии располагаются не только в необычных, чем-то выделя­ ющихся местах, часто на островах, но и на некотором удалении от поселе­ ний их творцов. Здесь дело не даже не в расстоянии, оно может быть не очень значительным. Главное, чтобы между местом обычной жизни и сак­ ральным (священным) центром было некое препятствие. Это может быть вода, болото, перевал и т. д. То же требование заметно в пещерах, где рисунки обычно расположены далеко от входа и часто в самой глубинной темной ее части. Если рядом или прямо на месте изображений прожи­ вали какие-то коллективы, то можно уверенно считать, что они не имели отношения к нанесению рисунков и их почитанию. Данная традиция закономерно идет с палеолита и до­ живает до наших дней. Ведь мы тоже не строим жилища на тех местах, которые для нас священны, будь то памятник, мемориал, кладбище, связанное с какими-либо крупными историческими событиями, — дере­ во, камень и т. д., а огораживаем их, отделяем уважительным прост­ ранством. Совершенно иначе ведут себя представители населения, не связанные традицией с местной исто­ рией, иногда преднамеренно, чаще по неведению. Весьма показательно в этом отношении само расположе­ ние деревни коми-пришельцев рядом с наскальными изображениями. Не­ смотря на явное удобство места Чальмн-Варрэ для проживания, саа­ мы здесь никогда не жили, позволяя лишь изредка хоронить своих соро­ дичей на этом древнем острове. Однако вернемся к характеристи­ ке Понойских петроглифов. По тех­ ническим и стилистическим особен­ ностям намечаются две разновремен­ ных группы изображений. Первая, ранняя, представленная 26 фигурами на 3 камнях, расположенных у само­ го края берега реки, а весной даже долго находящихся под водой, харак­ теризуется более натуралистическим и простым отражением образа зверя, выполненного сплошной глубокой выбивкой. Это олени, показанные в профиль, имеющие одну пару ног. Присутствуют также две человече­ ские фигуры, в фас. Одна, явно муж­ ская, имеет трехрогий головной убор, по три пальца на каждой руке, вторая — с подвязанным хвостом. Наблюдается примитивная компози­ ционная связка отдельных антропо­ морфных и звериных фигур посред­ ством соединения их сплошной вы­ битой линией. Ближайшие аналогии этим рисункам можно найти среди петроглифов Карелии. На основа­ нии археологических и геологических данных их можно датировать завер­ шающей стадией неолита — концом III тыс. до н. э. Поздние изображения на осталь­ ных, расположенных немного выше камнях более усложнены и схемати­ зированы. Наблюдается более глубо­ кая выбивка, четвероногость оленей и детально разработанные приемы изображения людей. Схематизация здесь сочетается с хорошо выра­ женной индивидуальностью многих фигур. Композиционная связь осу­ ществляется посредством тематиче­ ского расположения образов. В отли­ чие от ранних изображений располо­ женных свободно без наложения и даже соприкосновения фигур, в этой группе перекрывание обычно и даже есть неоднократное, хотя рядом нахо­ дятся камни с прекрасной, при­ годной для изобразительной деятель- Рис. 1. Общий вид на остров Каменный. 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz