Шумкин, В. Я. Новый уникальный петроглифический комплекс Лапландии / В. Я. Шумкин // Археологические открытия, 1991-2004 гг. Европейская Россия =Archaeological discoveries, 1991-2004. European Russia / Рос. акад. наук, Ин-т археологии ; под ред. Н. А. Макарова. - Москва : Институт археологии РАН, 2009. - С. 95-104.

В. Я. Шумкин Новый уникальный петроглифический комплекс Лапландии В последние годы интерес к про­ шлому как местной истории, так и эволюции всего челове­ чества значительно возрастает и яв­ ляется одним из показателей зрелос­ ти развития цивилизации. И в этом плане происхождение и становление духовной культуры приобретает осо­ бое звучание и значение. В конце концов, при всей зависимости наше­ го современного общества от благ и достижений материальной культуры именно духовный, внутренний мир человека, способность воспринимать окружающее нас через призму собст­ венного сознания сделало нас людь­ ми и венцом творения эволюции. Многие довольно хорошо знако­ мы с удивительными пещерными фресками палеолитических охотни­ ков Франко-Кантабрии, наивно-пре- красным искусством Древней Гре­ ции, величественной готической архитектурой, шедеврами ренессанса и пышного барокко, но часто имеют весьма приблизительное представле­ ние о творческих исканиях и реалиях неолитической эпохи. Среди многих причин такого по­ ложения — ограниченность средств исполнения, трудности восприятия и понимания наскального творчест­ ва. Однако только на первый взгляд изумительные пещерные шедевры Ляско и Альтамиры легко доступны для понимания современным чело­ веком. Их цветовая гамма, экспрес­ сия, натурализм зачастую заслоняют концептуальную значимость и миро­ воззренческие аспекты этого древ­ него творчества, ради которых они, собственно, и создавались. Долгое время считалось, что эта великолепная линия развития мону­ ментального творчества очень спе­ цифична и прерывается не позднее начала голоцена (около 10 тысяч лет назад). Недавнее обнаружение пет­ роглифов в Португалии (Коа) на открытых скальных поверхностях и ранние наскальные комплексы Фен- носкандии вселяют некоторую уве­ ренность в возможности продол­ жения данной традиции пионерами освоения высоких широт, заселив­ ших и постепенно обживших при­ морские районы Заполярной Европы. Долгое время Восточная Лаплан­ дия (Кольский п-в) выпадала из кру­ га памятников наскального творчест­ ва. Это было довольно странно, т. к. обилие скал, сходные природные условия, типы хозяйства и культур­ ного уровня, а, кроме того, этничес­ кая близость населения позволяли надеяться на присутствие здесь по­ добных памятников. Поиски были, а рисунков не было. Успех пришел в 1973 г. одно­ временно с открытием замечательных изображений Норвежской Альты. При проведении разведывательных работ в центральной части Кольского п-ва нашей археологической экспе­ дицией в среднем течении р. Поной была обнаружена первая в этом реги­ оне и самая северная в Европейской России группа петроглифов. Рисунки (около 200) выбиты на 10 отдельных больших плоских камнях на правом берегу реки Поной в пределах раз­ рушенной деревни Ивановки. Саам­ ское название места «Чальмн-Варрэ». Изображения были настолько четкие, располагались на доступных, откры­ тых глазу поверхностях, что казалось чудом, как до сих пор они не были обнаружены. Их не знали и не виде­ ли не только местное население, но и сотрудники многих экспедиций, путь которых не мог миновать этого места, поскольку р. Поной — главная водная магистраль края, а Иванов­ ка — одно из немногих жилых мест вдоль маршрута (Shumkin, 1990). Правда в отношении местных жителей вскоре несколько проясни­ лось. Население Ивановки было в основном колонистами — коми, пе­ реселенцами из Архангельской обла­ сти. Странно было не это, а то, что и аборигены — саами, знающие в тундре каждый камень, не замечали глубоко выбитых изображений. Мы проводили ряд экспериментов. Под­ 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz