История Кольского Севера в описаниях очевидцев : путевые записки, мемуары, дневники, письма, XV-XX вв. : библиографический указатель / сост. Е. Р. Михайлова ; предисл. П. В. Фёдоров. - Мурманск : РУСМА, 2011. - 142 с.

средства на развитие саамской культуры, а также выступает с законодательными инициативами по вопросам статуса саамов как коренного народа, культуры и национального языжа. В сфере его деятельности - заявки на месторождения, выдача земель в аренду, учреждение заповедников на исконной территории и др. Традиционное занятие финских саамов - оленеводство, крупнотабунное на севере страны. В 1997-1998 гг. в Финляндии насчитывалось около 196 тыс. оленей. На территории северных национальных парков Лемменьоки и Урхо Кекконена расположены поселения саамов, сохраняющих традиционный образ жизни и занятия - оленеводство, рыболовство, сбор ягод. В Лапландской губернии и некоторых частях губернии Оулу на государственных землях бесплатно охотятся не только саамы, но и другие жители, рыболовные привилегии в государственных водах также относятся к традиционным правам местного как саамского, так и иного населения. Саамы занимаются традиционными ремеслами: мужчины изготавливают изделия из оленьих рогов и дерева (оленьи дойники, ножи, деревянные бусы, др.), женщины - из кожи, оловянной проволоки и еловых корней. Саамы стараются сохранить монополию на традиционные ремесла и борются с дешевыіми копиями. С 1982 г. подлинным изделиям саамских ремесел выщаются специальные сертификаты. Вопрос о правах саамов на исконные земли в Северной Лапландии остается нерешенным. Конвенция Международной организации труда № 169 о коренныіх народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых государствах, до настоящего времени не ратифицирована. Саамский языж, саами, получил официальное признание лишь в 1991 г., когда было разрешено преподавание на нем в школах. В некоторых школах нижней ступени обучение на саами велось еще в середины 1970-х гг., с 1983 г. саами преподавался в общеобразовательной школе как часть предмета «родной язык». Теперь согласно Закону об общем образовании (1999) дети саамов на саамской территории имеют право получать на родном языке основную часть образования в 1 -9 -х классах. Все эти расходы покрываются из государственного бюджета. В 1 9 9 7 /9 8 учебном году саами учили 480 учеников, а 115 получили часть образования на родном языке. В 1977 г. в Инари быт создан Саамский образовательным центр - главное профессиональное учебное заведение на Саамской территории. В университете Хельсинки с 1989 г. открыта кафедра на саами, в Рованиеми действует Лапландский университет. С 1997 г. на Саамской территории 40 часов в неделю вещает Саами-радио, северные саамы издают на своем языке газету «Min Aigi and Assn» (печатается в Норвегии). Первыім писателем среди финских саамов был Педар Ялви (1888­ 1916). Большое количество книг саамских авторов опубликовано в начале 1980-х гг., преимущественно литература для детей и юношества, основанная на фольклорных мотивах. Среди писателей-саамов Ганс-Аслак Гутторм, Айно Гутторм, Йоуни Антти Вест, Элен Мария Варси, др. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. - 1280 с. Северная энциклопедия [электрон. ресурс]. - М.: Северные просторы: Европейские издания, 2005. - 1 электрон. оптич. диск, 12 см. ФОНТАН (итал. fontana, от лат. fons - источник), бьющая вверх струя воды (нефти и т. д.). Архитектурно оформленныій источник; декоративное сооружение, служащее основанием или обрамлением бьющих вверх или стекающих струй воды. История кировских фонтанов. Пресса 1930-х годов сообщала о фонтанах редко, как о чем-то само собой разумеющемся - если сквер, то в нем обязательно должно быть незатейливое «водное шоу». Так было, вероятно, потому, что город проектировали ленинградские архитекторы. В довоенные годы в Кировске построили четыре фонтана: у школы №1, у больницы, у банно-прачечного комбината и в поселке Кукисвумчорр, у детского сада №2, рядом с Домом культуры «Горняк». В 1956 г. к ним добавились два фонтана на центральной площади. Однако в эти же годы 258

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz