История Кольского Севера в описаниях очевидцев : путевые записки, мемуары, дневники, письма, XV-XX вв. : библиографический указатель / сост. Е. Р. Михайлова ; предисл. П. В. Фёдоров. - Мурманск : РУСМА, 2011. - 142 с.
Спецпереселенцы в Хибинах. В начале 1930-х г., в период первые пятилеток, Кольский полуостров превратился в мощную сырьевую базу нашей страны, которая должна была внести решающий вклад в развитие многих отраслей экономики. Аборигенами полуострова являются саами (лопари) немногочисленная народность мужественных и закаленных людей. Исконным занятием саамов являлось оленеводство, рыболовство всех видов (морское, речное, озерное) и охота на лесного и морского зверя. Они представляли собой небольшую группу людей, затерявшихся среди суровых сопок и непроходимых болот. В писцовой книге царя Алексея Михайловича на начало XVII века численность мужского лопарского населения на юго-запаце Кольского полуострова составляла 186 человек. По данным 4-й ревизии (переписи) 1852 г. на полуострове проживало 113 саама, а по данным 10-й ревизии (1857-1858. гг.) - 1605 человек. К этому времени (1858 г.). Кольский полуостров быт уже относительно заселенной территорией, население которого составляло 5200 человек. В 1907 г. население Кольского полуострова составляло 10,3 тысячи человек, или увеличилось по сравнению с 1858 г. почти в два раза. Население Александровска вместе с судовыіми командами в 1907 г. составляло 524 человека, а Колы - около 600 жителей. С 1914 г. начинается заметныій рост населения в, связи со строительством Мурманской железной дороги и основанием города Мурманска. Строительство дороги было вызваны стратегическими целями. Назревала мировая война, и России нужен был незамерзающий порт для поддержания связей с союзниками. Железную дорогу от Петербурга до Мурманска с расстоянием 1450 километров начали строить в июле 1914 г., на конечной станции дороги 21 сентября 1916 г. быт заложен город Романов-на-Мурмане, переименованным после Февральской революции 1917 г. в город Мурманск. С 1920 г. ежегодный прирост населения составлял 1400 человек и к 1929 г. количество постоянные жителей Кольского Севера достигло 27000 человек. С выявлением огромного месторождения апатит-нефелиновой породы и других видов полезных ископаемых в Мурманском округе с конца 1929 г. начинается большое хозяйственное и промышленное строительство. Ленинградский обком партии во главе с С. М. Кировыім уже осенью 1928 г. определенно высказался за необходимость решительных мероприятий по использованию богатств Хибинской тундры. С весны 1929 г., по предложению С. М. Кирова, при Ленинградском Совнархозе была создана апатит-нефелиновая комиссия, которая должна была составить план исследовательских работ, а потом приступить к хозяйственным мероприятиям по освоению края. В сентябре 1929 г. под руководством апатит-нефелиновой комиссии была построена автомобильная дорога, соединяющая апатитовые месторождения с линией Мурманской железной дороги. Приезд С. М. Кирова 30-31 декабря 1929 г. в Хибинскую тундру предопределил будущее этого пустынного края и 1 января 1930 г. в Хибинах состоялось совещание под его руководством, положившее начало развитию апатитовой промышленности и производительных сил Мурманской области. В ноябре-декабре 1929 г. началось строительство горно-химического комбината "Апатит" и города Хибиногорска. В сентябре 1930 г. были произведены первые работы по строительству первенца гидроэнергетики в Заполярье - Нивской ГЭС на реке Нива; в 1932 г. началось строительство Мурманской ТЭЦ и шоссейной дороги Мурманск-Ваенга протяженностью 37 км. В последующие годы намечалось строительство Енского рудника по добыіче слюды и крупного промышленного центра на базе медно-никелевого месторождения Монче-тундры. Для строительства этих объектов требовалась огромная армия рабочих рук. Только для успешного строительства Хибинского промышленного центра необходимо было несколько десятков тысяч человек. Первый эшелон спецпереселенцев прибыт в Хибинскую тундру 14 марта 1930 г. в количестве 918 человек, которые были направлены на строительство горно-химического комбината и города. В самом центре Хибинских гор на площади в несколько квадратных километров, как в кратере вулкана, днем, и ночью горели тысячи костров - разогревали землю под котлованы для закладки фундамента под первые предприятия, временные жилища - щитовые бараки. 233
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz