История Кольского Севера в описаниях очевидцев : путевые записки, мемуары, дневники, письма, XV-XX вв. : библиографический указатель / сост. Е. Р. Михайлова ; предисл. П. В. Фёдоров. - Мурманск : РУСМА, 2011. - 142 с.
зверя и пушнину. Есть у лопарей и кредитные товарищества, они выщают колхозам, артелям и отдельным беднякам кредит на покупку оленей и орудий промысла. С 1929 г. началась организация коллективных оленеводческих хозяйств. По пятилетнему плану к 1933 г. намечено организовать колхозы во всех лопарских погостах. Девять десятых лопарей-оленеводов должны войти в колхозы. Оленеводы, входящие в колхоз, вносят все свои орудия промысла и всех оленей. Выгоднее всего вести коллективное оленеводческое хозяйство тогда, когда оно дает больше продукции, то есть мяса, шкур и живых оленей, а не тогда, когда олени служат главныім образом для перевозки. При такой установке в колхозе нужно сразу иметь много оленей. Но у бедноты и середняков, вступающих в колхоз, оленей для этого бывает мало. В таких случаях государство приходит на помощь - дает деньги на покупку оленей. Деньги даются лет на 5, на 7; они должны каждыій год по частям возвращаться государству. Колхозы, кроме этого, также могут иметь доход, работая с оленями на перевозках грузов для государственных и кооперативных учреждений. Оленеводческие колхозы занимаются не только оленеводством, а также ловят рыбу и охотятся на пушного зверя, но это занятия не главные, а подсобные. Оленеводческие колхозы будут и очагами культуры в глухих лесных и тундровых местах. Они будут помогать устройству школ и больниц, при них будут открыты ясли, избы-читальни, радио, дома для отдыха оленеводов, путешествующих по тундре, и другие политико просветительные учреждения. К весне 1930 г. организованы колхозы в погостах Каменском, Иокангском, Кильдинском, Ловозерском и Воронежском. Многие люди, в том числе и некоторые ученые, раньше говорили, что лопари - народ вымирающий, неспособный к борьбе за лучшую жизнь, некультурный. Так говорили не только о лопарях, но и других малых народах, живущих у нас на Севере, а некоторых из таких народов часть называли даже дикарями. Но это неверно. Из того, что мы сказали о лопарях, не видно, чтобы лопари были хуже какого-либо другого народа. Лопари, как и другие малые северные племена, живут особой жизнью, ведут особое хозяйство, непохожее на хозяйство земледельца или горожанина. От этого у них за тысячи лет выработались особые обыічаи и особые навыки в работе, особые жилища и особые одежды. Все это очень непохоже на то, что есть у земледельческих племен. Но поэтому еще нельзя называть их дикарями. Нельзя называть их дикарями и зато, что у них мало грамотных людей и что им незнакомы многие обычаи, существующие у культурные людей. Ведь до революции, при царях, у них почти не было школ, никто не заботился об охране их здоровья и об улучшении их хозяйства. Теперь лопари находятся накануне коренной переделки их хозяйства на социалистический лад. И, конечно, это способное племя, закалившееся в борьбе с природой, справится с этой задачей.* *Книга В. К. Алымова «Лопари» напечатана в типографии издательства «Крестьянская газета» в Москве в 1930 г. Объем - 2 печатных листа. Тираж - 30000 экземпляров. Несмотря на большой тираж, сохранилась в единичных экземплярах. Алымов, В. К. Лопари /В. К. Алымов //Наука и бизнес. - 2004. - №2. - С. 22 - 37 Северная энциклопедия [электрон. ресурс]. - М.: Северные просторы: Европейские издания, 2005. - 1 электрон. оптич. диск, 12 см. САЛЮТ (франц. salut, от лат. salus - приветствие), торжественная форма приветствия. Производится в ознаменование государственные (национальных) праздников, в честь знаменательных собыгтий. В Кировске в районе Верхнего озера ежегодно устраивается праздничный салют в честь празднования Дня шахтера, либо в честь юбилея ОАО «Апатит», или в честь юбилея Кировска. Полюбоваться этим незабываемым красочным зрелищем всегда собирается много кировчан и гостей города. 225
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz