История Кольского Севера в описаниях очевидцев : путевые записки, мемуары, дневники, письма, XV-XX вв. : библиографический указатель / сост. Е. Р. Михайлова ; предисл. П. В. Фёдоров. - Мурманск : РУСМА, 2011. - 142 с.
шкурок сумочки и мешочки и разукрашивают их красивыми рисунками, сделанными из ленточек оленьей кожи. С ранних лет дети приучаются к холоду и к ветру, и к бурям, и к снежным метелям. С ранних лет они привыкли находить дороги в лесу, управлять лодкой на речных быстринах, ловить арканами оленей, управлять ими и пасти их. Как уже было сказано, лопари не имеют книг на своем языке. Но у них сохранилось в памяти много сказаний о своей старине, много рассказов о разных чудесах, о чудесных камнях и людях. Есть у лопарей и свои сказки и свои песни. Когда-то лопари верили в то, что у рек, где они ловили рыбу, были свои «хозяева», были такие хозяева и у мест, где они охотились на диких оленей, и у гор, вблизи которых они жили или пасли своих оленей. Были «водяные жители», которые по-лопарски назывались «чадць-илле», были «лесные хозяева». Ко всем этим «хозяевам» лопари в старину обращались с различными просьбами, просили помочь им в рыбной ловле, в охоте на диких оленей или на других зверей и в оленеводстве. Поклонялись лопари в старину камням, которые в Лопарской земле есть и до сего времени и назыіваются эти камни; «сейды». Сейдыі - это дикие необработанные камни, иногда отдаленно похожие на людей или животных. Чаще всего они находятся на берегах озер. Перед тем, как идти на охоту или на рыбную ловлю, лопари в старину приходили к сейду, просили у него хорошей добычи и обещали за это жертву. После удачной охоты на дикого оленя, приносили к сейду цельные оленьи рога вместе с частью черепа и мазали камень кровью убитого оленя. У лопарей быти и свои колдуны, к которыім лопари обращались за помощью во время болезни, или когда пропадет олень, чтобы колдун указал, куда девался олень, или за тем, чтобы колдун сделал хорошую погоду. Лопари верили, что колдуны все могут делать. Теперь нет колдунов, у лопарей теперь есть грамотные люди, есть школы; во время своей болезни лопари обращаются к врачу или фельдшеру, а когда заболеют олени - спешат вызвать ветеринара; если же пропадет олень, - то заявляют об этом в сельсовет или в свой туземныій совет. У лопарей нет таких песен, которые бы пелись во всей Лапландии. Каждыій лопарь сочиняет песню во время пения или перед тем, как захочет петь. Песни у них самые простые и по всякому случаю. Поехал лопарь в лес за дровами и запел песню о том, как он едет, как бегут олени, какой олень у него хороший, какой непослушный. Дальше запоет о том, как будет рубить дрова, как привезет их домой. Встретится по дороге пасущийся олень - запоет о том, как пасется олень. Так поют многие народы - те, о которых обыкновенно говорят, что они стоят на низших ступенях культуры. Лопарей часто называют народом отсталым в культурном отношении. Это верно, когда говорят о них, что хозяйство свое они ведут почти так же, как вел и его тысячу лет назад, что живут они большую часть года в таких же жилищах, как жили их далекие предки, и что грамотных людей у них еще мало. Но будет несправедливо и неверно, если лопарей вообще назвать некультурным народом. Лопари очень стремятся к знанию и очень способны к ученью. В обращении друг с другом они всегда вежливы, гостеприимны, характер у них мягкий, незлобный, они трудолюбивы, хотя часто и бывают беззаботны в хозяйстве, они живо интересуются политикой и участвуют в политической жизни. Правда, грамотных лопарей еще немного. На каждую сотню мужчин грамотных только 25, или вдвое меньше, чем у русских. А женщин грамотных еще меньше - их не больше десятка из сотни. Полукочевая жизнь мешает правильно учиться в школе. Большая часть лопарей только в декабре съезжаются в погосты, где имеются школы, и уезжают из погостов ранней весной. Поэтому ученье в школах начинается очень поздно и продолжается самое большое месяцев пять. А некоторые лопари живут где-нибудь вдалеке от постоянных селений, маленькими группами, и поэтому до последних лет совсем не могли отдавать детей в школы. В последние годы местные власти наметили таким образом разрешить вопрос об обучении лопарских детей. Там, где лопари целыми селениями два раза в год переезжают с места на место, - решено строить два здания для школы: в зимнем и летнем погостах. Тогда дети будут учиться полный учебный год и грамотных детей будет больше. У тех же лопарей, которые зимой живут в погостах, а на лето рассеиваются по многим промысловым местам, - уже теперь строятся школы- 223
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz