История Кольского Севера в описаниях очевидцев : путевые записки, мемуары, дневники, письма, XV-XX вв. : библиографический указатель / сост. Е. Р. Михайлова ; предисл. П. В. Фёдоров. - Мурманск : РУСМА, 2011. - 142 с.

История снежных лавин в Хибинах. 75-летняя история Кировска тесно связана с темой постоянной борьбы со снежныіми лавинами. Они и сейчас нет-нет, да и напомнят о себе, то падением на железную дорогу, то сотней поваленных деревьев, то печальным известием о гибели туристов. Лавины известны людям с незапамятных времен. Их хорошо знают жители Альп, Кавказа, гор Средней Азии. Однако лавины всегда связывались с высокими горами, вершины которых постоянно покрыныі снегом, по склонам которыіх спускаются ледники. Это представление оказалось настолько устойчивым, что опытнейший геоморфолог, работавший в хибинской экспедиции А. Е. Ферсмана в 1920-1925 гг., объяснял характерные отложения камней только морозным выветриванием, хотя сейчас каждый специалист определит их как лавинные. Экспедиция работала только в летние сезоны (зимой там геологам делать нечего), и тогдашний уровень знаний не позволял даже предположить, что по склонам невысоких плосковершинных гор могут сходить лавины. Работники экспедиции записали саамское предание о том, что местные жители скрылись на вершинах гор от вторгшихся сюда шведов и заставили завоевателей подниматься по склону в самом опасном месте; подъем воинов вызвал лавину, которая их погребла. Позже это предание перепечатывалось чуть ли не в каждой книге о лавинах, а в то время ему не придали значения. Поэтому лавины, обрушившиеся в первые же зимы на созданные в Хибинах новые поселки и дороги, быти как гром среди ясного неба. Кировск (в то время еще Хибиногорск) был образован как поселок в 1929 г., городом он стал в 1931 г. Бесспорные доказательства угрозы лавин появились зимой 1930-1931 гг., когда только что построенную железнодорожную ветку вокруг Ютепора стало заваливать плотным лавинным снегом, нарушая график движения рудовозных составов. Гидрометеорологи Мурманской железной дороги начали бить тревогу, докладывая о жгучей необходимости исследования снежных лавин и метеорологических условий их возникновения. По их настоянию трест «Апатит» в 1931 г., открывает специальную службу, непосредственно у места апатитовых разработок, для защиты от лавин железнодорожной ветки, соединяющей рудник с обогатительной фабрикой. Возглавлявший службу М. И. Анисимов с коллегами сумел по результатам наблюдений в течение всего двух-трех зим составить первую для этих мест классификацию лавин и установить, при какой погоде и при каком состоянии снега они сходят. А в 1933 г. этим энтузиастам удается организовать в Кировске специальную снегозащитную станцию, которая начинает регулярные наблюдения за лавинами. Транспортное управление треста «Апатит», которому лавины наносили прямой вред, сбивая поезда и разрушая полотно дороги, также подключилось к изучению проблемы. Начальник сектора капитального строительства этого управления совместно с работниками снегозащитной станции организовали в 1933-1934 гг. три экспедиции на Юкспор, пытаясь найти причины образования лавин. В ночь на 5 декабря 1935 г. в течение двух часов с горы Юкспор сошли четыіре лавины. Первая сбила паровоз, которыій вез состав с рудой. Следующие две перекрыли железнодорожную ветку еще в двух местах и повредили путь; паровоз, шедший на помощь составу, заблокированному первой лавиной, сошел с рельсов. Самой страшной оказалась четвертая лавина: она разрушила линии электропередачи и связи, оставив поселок без света и телефона, снесла до основания два двухэтажных щитовых жилых дома, разрушила стену третьего; еще в трех домах быіли выбиты стекла, снег проник в жилые помещения. Погибло 85 человек, вскоре еще трое скончались от травм. В 1995 г. в статье «Хибинского вестника» к 60-летию катастрофы написано: «В 30-е годы существовал такой порядок: в день смерти С. М. Кирова вывешивались траурные флаги. Были они вывешены и 1 декабря 1935 г. и так и остались висеть до 8 декабря, дня похорон жертв обвала». Последующие наблюдения показали, что лавина 5 декабря 1935 г. быта отнюдь не самой большой для Хибин (около 60 000 куб. м), но такой страшной катастрофы Кировск больше не знал. В марте 1936 г. была организована снежно-метеорологическая служба треста «Апатит». За 70 лет, прошедших с тех пор, менялись названия и структура службы, но работала она непрерывно, 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz