История Кольского Севера в описаниях очевидцев : путевые записки, мемуары, дневники, письма, XV-XX вв. : библиографический указатель / сост. Е. Р. Михайлова ; предисл. П. В. Фёдоров. - Мурманск : РУСМА, 2011. - 142 с.

В ВОКЗАЛ - здание (комплекс зданий), сооружения и устройства для обслуживания пассажиров, управления движением транспорта и размещения служебного персонала. Различают автовокзалы, аэровокзалы, морские, речные и железнодорожные вокзалы. Заброшенное здание кировского вокзала способно навеять исключительно философские и непременно грустные мысли. Или воспоминания. История кировского вокзала. В конце 1990-х годов вокзал закрыли, и таким образом он стал обыкновенным пустующим строением. А ведь когда-то железнодорожный вокзал в Кировске был великолепным памятником сталинской монументальной архитектуры. В декабре 1928 г. Мурманский железнодорожным комбинат, учитывая базу открыгтых в Хибинах апатито-нефелиновых месторождений, поставил перед собой ряд новых задач технического и экономического характера, в том числе и проведение железной дороги в район месторождений. В июне 1929 г. прошло совещание по постройке железнодорожной ветки от станции Разъезд Белый (теперь Апатиты) до Кукисвумчоррского месторождения. В совещании участвовали представители Академии наук, Промэкспорта, Мурманской железной дороги и Института по изучению Севера. Совещание постановило: форсировать изыскания на постройку железнодорожной ветки с тем, чтобы к 1 октября 1929 г. быт окончательно готов технический проект. По имеющимся данныім, проведение железной дороги не должно встретить больших технических затруднений и нет необходимости в скальных работах. Без промедления начались строительные работы и 7 марта 1930 г. были уложены последние метры из 15,5 км железной дороги этого участка. Железнодорожная ветка из Хибин в Мурманском направлении была закончена. Есть несколько версий истории строительства вокзала в Кировске. Каждая по-своему интересна. Говорят, что именно в Хибинах в 30-е годы собирались провести всемирный конгресс горняков. И чтобы достойно принять гостей, решили построить шикарный каменныій вокзал. Еще одна версия об ошибке в строительстве. Якобы это здание должны быіли возвести в другом Кировске, в Ленинградской области. Но как бы там ни было, строительство вокзала началось в 1934 г. Вот что писал репортер «Кировского рабочего» тех лет: «Вокзал будет одним из самых больших и красивейших зданий города. Его длина 87 метров, наружная часть первого этажа облицована гранитом, вестибюль предполагается облицевать карельским мрамором. По своему оборудованию он будет лучшим вокзалом на линии Кировской дороги, а по внешнему оформлению и обслуживанию пассажиров не уступит вокзалам Ленинграда». Роскошь и задуманное убранство требовало серьезных вложений. В 1936 г. управление Кировской железной дороги отпустило на достройку вокзала дополнительно 300 тысяч рублей. И в декабре 1939 г. состоялось торжественное открытие вокзала. В том же году, не дожидаясь расправы, застрелился автор проекта. Ленинградский архитектор Митурич вначале выиграл конкурс проектов, а после окончания строительных работ был обвинен в якобы чрезмерном использовании денег не по назначению. В годы войны фашисты много раз бомбили вокзал. Они искали фосфорный завод и, видимо, предполагали, что продукцию завода отгружали с вокзала. Но «юнкерсам» было сложно развернуться из-за гор, и бомбы часто падали мимо. Уже в послевоенные годы кировчане находили вдоль озера Большой Вудъявр неразорвавшиеся снаряды. С кировского вокзала эвакуировали жителей, а в город по железной дороге поступало продовольствие. Восстановленный после войны вокзал производил большое впечатление, удивление и гордость. В маленьком городе такое великолепное здание, которое могло бы украсить любой крупный город. Огромное здание с высокими потолками и шикарными люстрами из бронзы и стекла, мраморные колонны и паркет. Весь вестибюль первого этажа был выложен мрамором. В 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz